ПРОЕКТ ДЛЯ ТЕХ, КТО ПРЕДПОЧИТАЕТ СЛУШАТЬ
НАСТОЯЩУЮ МУЗЫКУ/ ПРОЕКТ НЕ ТОЛЬКО О РОКЕ

   ИСПОЛНИТЕЛИ      НОВОСТИ               MP3               КЛУБЫ               ФОРУМ               ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

Дикi танцi
Дикi танцi

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


РУСЛАНА
как создавался "гуцульский проект"

............................................ | ГУЦУЛЬСКИЙ ПРОЕКТ .

В ритме гор к вершине.
Карпаты. Гуцулия.

Тут, высоко в горах, где люди живут другим временем и измерением, нашла Руслана источники вдохновения для своего нового "Гуцульского проекта". Это настоящая украинская экзотика!

Культура Гуцульщины и Карпат - оптимистическая и динамическая, - лягла в основу проекта и сделала его энергетичным, радостным, оригинальным. Использовать уникальную древнюю горную культуру в современном шоу, на основании культового ритма гор создать новую музыку - такие цели поставила перед собой певица.
Успешная презентация проекта состоялась в Каховке во время открытия 10-го фестиваля "Таврийские игры". Это было первое выступление Русланы с балетом, рок-группой и настоящими гуцульскими музыкантами. Это был первый успех "Гуцульского проекта" у публики.

Настоящий праздник украинского Рождества подарила Руслана телезрителям в музыкальном фильме "Рождественские легенды с Русланой" (2002 год). Такое Рождество можно увидеть только в старинном городе Львов - родном городе певицы - и на Гуцульщине, в Карпатах, куда поднялась съемочная группа фильма за новыми впечатлениями, за старинными легендами и мелодиями. На большой концерт в первый день 2001 года во Львовском Оперном театре Руслана собрала около 100 музыкантов, гуцульских исполнителей на этнических инструментах, рок- группу, балет. Колядкам и известными европейскими рождественскими песнями в современной оброботке подпевал весь зал.

 

Как появился "Гуцульский проект" и как снимали
беспрецедентный по зрелищности клип на песню "Знаю я"

Впервые в Украине снят клип, созданный специально для показа в современном кинотеатре. Нечего скрывать - смотрится необычайно впечатляюще. Огромное количество массовых сцен, все персонажи в народных костюмах, потрясающие съёмки природы (горная река, водопад, пейзажи снятые с вертолёта).

Руслана умалчивает о том, сколько стоил этот праздник фольклора. Представитель компании "Свиточ", как тень везде следующий за Русланой, тоже скромно улыбается. И только Александр Ксенофонтов, муж и продюсер Русланы, осторожно замечает, что "Если бы мы знали, сколько на это потребуется денег, то не стали бы это снимать".

Гуцульский проект
Гуцульский проект

Продолжение "Гуцульского проекта" прошло 1 января 2002 года, а зрители украинского телеканала Интер могли посмотреть это выступление в традиционном рождественском фильме, который в том году носил название "Різдвяні Легенди". Про Карпаты, Рождество, украинские обычаи, легенды и про много чего другого рассказала Руслана в этом фильме. Этот фильм не первый, каждый год на рождество своих поклонников Руслана радует подобными фильмами. Это уже традиция, но в этом году, в фильме мелькало очень много кадров, которые показывают историю Украины и культуру самых отдаленных ее районов, куда не добралась власть советского правительства. Обряды, легенды и народные танцы - самые яркие части этого фильма.

Больше полугода кропотливой работы над клипом, полномасштабный продакшн с участием 250-ти специалистов из 7-ми компаний из 4-х стран мира, свыше 50-ти постановочных сцен, рекордный бюджет и огромное количество техники, съёмки на киноплёнку (35 мм) - первый клип в СНГ, который показан в сети современных кинотеатров в формате DIGITAL DOLBY 5.1. За три месяца съёмок (что уже беспрецедентно для музыкального клипа продолжительностью 4 минуты) было отснято свыше 4-х километров плёнки. Полученного эксклюзивного материала, использованного бюджета и техники вполне хватило бы для создания короткометражного художественного фильма. Основной проблемой при монтаже было не то, что выбрать, а чем пожертвовать.

С помощью эксклюзивной киносъёмочной техники, используемой Голливудом, были осуществлены уникальные вертолётные съёмки. Впервые в украинском клип-мей-керстве был воплощён знаменитый "стоповый облёт" - эффект известный зрителю по фильму "Матрица". В создании "Знаю я" был задействован операторский кран, ранее используемый на съёмках фильма "Титаник". Цветокоррекция и тиражирование для показа на широком экране проводились в Хельсинки совместно с компанией Digital Film Finland.

Клип "Знаю я" - действительно беспрецедентен, и по технической сложности, и по душевному напряжению, и по зрелищности. Сказать только, что в съемках были задействованы вертолеты, два крана, а задолго до этого двенадцать больших экспедиций занимались исследованием творческого быта гуцулов - древнего и таинственного горного народа, живущего под самым небом. Постепенно вызрела и родилась новая большая работа, которую для простоты назвали "Гуцульский проект". Ключевые слова: этник, драйв, неведомый мир; ритм, которому суждено стать культовым; солнце, восход которого можно увидеть первым, лишь поднявшись в горы. И как пчела собирает в высокогорье особо ценный нектар, так и Руслана покоряет вершины Карпат, чтобы нести людям свет, физический и духовный. Так родился этот удивительный проект...

Аркан

В будущем гуцульский танец - аркан - станет таким же культовым, как ламбада или сиртаки

- Сначала я не была особо настроена на этник, - рассказывает Руслана, - но позже поняла, насколько это событийно - найти архаичный, подлинный, глубокий этнический мелос в Украине. Уверена: в будущем гуцульский танец - аркан - станет таким же культовым, как ламбада или сиртаки. Поэтому в своем новом проекте я расскажу о новой Украине, о горной Украине.

* Аркан - старинный гуцульский мужской танец.

Таких горных культур, как гуцульская, очень мало в мире. Здесь обитает самая свободолюбивая часть украинского населения, сохранившая особый, общинный лад, смешанный с христианством. Туда, высоко в горы, убегали люди, которые не хотели быть ни под чьим игом. В Верховинском районе, где Параджанов снимал свои "Тени забытых предков", нам сказали, что колхозы сюда не дошли.

* Гуцулы (от румынского hocul, разбойник ) небольшая этническая группа, живущая на украинских Карпатах. Основа хозяйства животноводство; домашние промыслы деревообрабатывающий, художественный, ткацкий, скорняжный. Со временем гуцулы стали наниматься на сезонные лесные работы и массово эмигрировать за границу. Быт гуцулов традиционен и архаичен; по сей день сохранились древние языческие верования. Согласно одной научной теории, гуцулы являются потомками кельтов.

Там, высоко в горах, где люди ближе к Богу, любой человек, которого ты повстречаешь, обязательно скажет тебе: "Слава Icycy Христу", и если ты не ответишь: "Навіки слава", к тебе отнесутся настороженно. Но невозможно, чтобы тебя не приютили, не дали переночевать. Некоторые придерживаются мнения, что гуцулы - южнославянские племена, белые хорваты, потому узор их орнамента - римский. Носят они все клепаное, кожаное, с множеством разных "фенечек" - любой хиппи позавидует. По всей Украине плачут, жалуются, как все плохо, а здесь, несмотря на ту же тяжесть жизненных условий, гремит бубен, полыхает ватра - постоянный танец, постоянный ритм. Оптимизм - основа мироощущения этих людей. Они первыми видят солнышко, для них первыми загораются звезды. Это горная философия, горная жизнь. Все завоеватели Украины пытались их уничтожить, но ни у кого не вышло. Татары через Карпаты не прошли, именно там закончился их великий и опустошительный поход.

В советские времена гуцулы жили более богато. Их кормила ручная работа: роспись, ковроделие, вышивка. В свое время и трембита была культовым инструментом. Ее можно назвать инструментом общения. Человек, играющий на трембите, оповещает, что все в порядке, все живы. Выходит, пока в Украине звучат трембиты, она жива...

Одной из ярких зрелищных массовых сцен стала гуцульская свадебная процессия, с которой встречается героиня на своём пути. Самое интересное это то, что и гуцулы, и их костюмы, и сама свадебная церемония были подлинными. Как утверждает съёмочная группа, они даже не ожидали, что в маленькой деревеньке найдётся столько лошадей и столько людей в народных костюмах, сколько не мог вместить в одном кадре даже самый широкоугольный объектив. Декорации, статисты и костюмеры в данном эпизоде оказались не нужны. Люди сами вышли навстречу в народных костюмах, да ещё и сыграли свадьбу по всем гуцульским традициям. Гостеприимство и отзывчивость обитателей украинских Карпат стали ещё одним открытием для авторов проекта.


Прощание с диско

Одной из ярких зрелищных массовых сцен стала гуцульская свадебная процессия

А подвели нас к этой теме... москвичи. Однажды, когда я была в Москве (показывала свою новую песню "Прощание с диско" в полуденсовом стиле), мне сказали: "Почему вы все время стараетесь, чтобы ваша музыка была похожей на нашу? Ведь у вас, что называется, все "под рукой": Карпаты, гуцулы. Отчего вы не используете такие богатства?.." Я так и замерла на месте. Была просто шокирована тем, что мне это сказали в Москве.

После этого я много думала, пыталась переосмыслить свое творчество, и тут вспомнила заброшенный этнический проект, к которому я охладела... Еще когда училась в консерватории, у нас был курс - народное творчество. Мы ездили в фольклорные экспедиции. Записывали на диктофон, как говорят и поют бабки в селах. Те нас боялись: "Вы коммунисты, - кричали, - из КГБ. Сейчас запишете, а потом нас посадят". До сих пор в некоторых селах встречается такое отношение к фольклористам.

Однажды утром я просыпаюсь и говорю Саше (Александр Ксенофонтов): "Надо ехать в горы". На следующий же день едем в Карпаты. Мой автомобиль, который "посчитал" все столбы во Львове, становится еще более рок-н-ролльным. Я разбила всю ходовую, поцарапала дно. Но до Космача, поселка, расположенного высоко в горах, сердца Гуцулии и Карпат, мы все-таки добрались. Тамошние люди меня сначала не узнали. Говорят: "Такая маленькая, ребенок просто, а на экране - о-го-го!" Собрались в сельском клубе, все в национальных одеждах. Начались репетиции...

Что бросилось в глаза? В сравнении с гуцульской национальной музыкой все дискотеки просто отдыхают. Гуцульская капелла - бубен, скрипка, сопилка, цимбалы - заводит так, как ни один ди-джей в мире. Гуцулы "отрываются" на полную катушку, "колбасят", как заводные зайчики. Откуда у этих людей в крови такое чувство ритма? Для меня, как для музыканта, гуцульская музыка - это загадка. Самый сильный элемент, подчеркивающий ритм, - бубен. Так родился образ: Руслана с бубном.


"Дискотека авария"

В горах есть добрые волшебники - мольфары, а есть шаманы

Проект стартовал в прошлом году. Мы сделали первую обработку аркана, самого известного гуцульского танца. Кстати, аркан - одна из мелодий, которыми открывались Олимпийские игры в Сиднее.

Наступает август месяц, я заказываю фильмотехнику, причем выбираю самые крутые позиции. Было куплено столько настоящей широкоформатной кинопленки, что нас спросили, не сериал ли мы собираемся снимать.

14 августа - первый день съемок. Наняли вертолет. Пограничная зона, особо не полетаешь. Нужно иметь при себе большой пакет разрешений. Ужгородские и львовские авиалинии пошли нам навстречу. Львовяне дали лучшего пилота. Матерь Божья, что он вытворял! Если бы мог, свил бы в воздухе "мертвую петлю".

Идеи рождались каждый день. Скажем, для того чтобы снять меня на фоне огромного солнечного диска, нужна была редкая оптика. Мы нашли ее только на Ялтинской киностудии, по счастливой случайности.

Еще один наш "бзик" - "остановка времени". В клипе я подбрасываю платок, и он вдруг замирает в воздухе. Для нас, музыкантов, проникнуть в секрет этой технологии было не так просто. Требовалось установить и синхронизировать две кинокамеры, а также порядка тридцати (!) фотоаппаратов. Нам помогали студии им. Довженко, им. Горького, Ялтинская киностудия, Беларусьфильм... Все говорили: "Вы этого не сделаете, так не может быть". Но мы сделали это. Это и называется - "дойти до вершины".

Еще один наш "бзик" - "остановка времени". В клипе я подбрасываю платок, и он вдруг замирает в воздухе

В горах есть добрые волшебники - мольфары, а есть шаманы. Не верите? Мы тоже не верили, пока не столкнулись с этим. У нас было происшествие с одной семейкой. Мы попросили сделать нам ватру. "Двести гривень", - услышали в ответ. Есть такие жители, "испорченные" диаспорой: все, что ни попросишь, по их тарифам стоит не меньше ста гривень. А тут вдобавок - съемки, краны, вертолеты... Пришлось идти по селу узнавать, действительно ли так дорого стоит развести ватру. Вечером, во время съемки, примчалась вся семья, подняла скандал. И хотя разошлись мы вполне мирно, после этого с супернадежной техникой стали твориться невероятные вещи: что-то все время выходило из строя. Сначала загорелась дизельная электростанция. Четыре часа мы были без света. Потом перестал работать кран, который до этого не давал ни одного сбоя, вслед за этим отказала камера... Словом, без нечистой силы здесь явно не обошлось. Этот злополучный вечер мы назвали для себя "дискотека авария". Случались и другие курьезы. В один из дней по сценарию меня с вертолета высадили на скалу, неприступную по всем параметрам. До этого целую ночь мы снимали концерт на водопаде - фирма "Зинтеко" установила сцену прямо посреди падающей воды. Спать я не ложилась, и вот стою на небольшом и скользком каменном пятачке, на самой вершине. Отметка - 1600, и мне нужно со всей дури лупить в бубен, прыгать, да еще и голову задирать, глядя прямо в лицо яркому восходящему солнцу. Но это еще полбеды. В какой-то момент меня сшибли воздушным потоком, идущим от лопастей вертолета. Чудом я успела зацепиться за какой-то выступ, Папа у меня альпинист - наверное, гены дали о себе знать. Режиссер с оператором чуть не получили разрыв сердца. На этом приключения не закончились.

Вертолёт бесконечно летал по кругу в поиске удачного дубля, а я стояла и думала: "Хоть бы отсняли пока не упала". Иногда они пролетали так близко, что меня почти сдувало в пропасть. Но тем не менее стоять на вершине и петь восходящему солнцу там, куда можно попасть только на вертолете - сильное впечатление. Я написала там очень красивую мелодию, которая обязательно войдет в альбом. После этих съёмок затяжные дожди выгнали нас из Карпат и мы продолжили свои приключения в Крыму на Ай-Петри. Таким образом, мы покорили все самые живописные вершины Украины. И теперь Вы тоже сможете побывать там, посмотрев клип. Без этих уникальных вертолётных съёмок не было бы "Знаю я".

Что дальше?

Если удастся создать несколько клипов к песням нового альбома, получится целый музыкальный фильм о горной Украине

Руслана: И вот огромная работа позади, клип снят. Впервые в истории шоу-бизнеса этот клип - "Знаю я" - будет показан в кинотеатре. Когда мы пришли в Кинопалац с предложением сделать презентацию клипа, все подумали, что у Русланы звездная болезнь. Нас поняли только, когда мы объяснили, что это действительно кино, сделанное для широкого экрана. Если удастся создать несколько клипов к песням нового альбома, получится целый музыкальный фильм о горной Украине. Так что наш первый клип можно назвать саундтреком к еще не снятому кино.

Уверена: гуцульские аутентичные заводные мотивы будут собирать стадионы Кроме того, ожидается беспрецедентный проект на канале "Интер" - рассказ о горной Украине. Но главное - мы нашли новые источники вдохновения. Эти источники малоиспользованы и неисчерпаемы. Там, наверху, в горных Карпатах, скрывается от посторонних суетны глаз нечто абсолютно непостижимое. Мы хотим рассказать об этом миру. Поэтому наш путь к вершине-это путь к людям.



Комментарии
Длина всей киноплёнки, отснятой создателями "Знаю я", в два раза превышает высоту Говерлы - высшей точки украинских Карпат

Руслана Руслана:
Мы нашли новые, чистые и древние источники вдохновения высоко в горах - там, где люди живут другим временем и пространством, поднявшись над суетой больших городов. Это настоящий затерянный мир, куда не доезжают машины, куда можно добраться только пешком. Это - тайны и магия украинских гор. Я отправилась в путешествие в поисках древних знаний и новых приключений. Без приключений конечно не обошлось. Однажды мы чуть не разбились на вертолёте, в другой раз, я рисковала сорваться с вершины. В самый ответственный момент ломались рации, отказывали генераторы, но мы выстояли, и теперь с гордостью представляем плоды наших усилий.

Режиссер клипа Николай Михайлов, студия "Level", Донецк (режиссёр предыдущих работ Русланы "Світанок", "Рождественские легенды" на телеканале "Интер", сюжета в новогоднем проекте ВВС "Today 2000"):

Не стесняться личного, не загонять себя в рамки, не останавливаться на достигнутом -этими принципами, на мой взгляд, мы должны руководствоваться, чтобы создать нечто достойное внимания. Мне интересно работать с Русланой, потому что она находится в постоянном творческом поиске и не останавливается перед нелёгкими условиями, в которые ставит нас реальность. "Знаю я" в моём видении - больше, чем песня или клип. Это - зеркало нашей истории, глубинный смысл её корней.

Оператор съёмок "Стоп! Снято!" Георгий Дергачёв:

Длина всей киноплёнки, отснятой создателями "Знаю я", в два раза превышает высоту Говерлы - высшей точки украинских Карпат. Сцену устанавливали дня два. Все конструкции передавали по канату, так как место, где она должна была находиться, было в центре водопада, да ещё и дно, как понимаете, совсем не ровное, что мало способствовало надёжной установке. Выходили на сцену, в лучшем случае, по колено в воде. Снимали всю ночь. Музыканты, балет, операторы, пиротехники, альпинисты промокли до нитки, замёрзли и валились с ног от усталости. А ещё ведь были тысячи зрителей, которые съехались со всей Украины и поддерживали нас, по совместительству исполняя роль массовки! Но результат того стоил. Впрочем, наши старания не останутся за кадром. Параллельно с клипом выйдет короткометражный фильм "Стоп! Снято!" - рассказ о съемках "Знаю я".

Ко всему сказанному стоит лишь добавить, что эти съёмочные сутки (потому что съёмочным днём их назвать нельзя) были посвящены одному только 7-секундному эпизоду клипа. А на рассвете Руслану уже ждал вертолёт и путешествие к вершинам в поисках новых уникальных кадров. Впереди - фантастически красивые облака, пронизанные первыми лучами солнца, а внизу - синие вершины в утренней дымке.

Длина всей киноплёнки, отснятой создателями "Знаю я", в два раза превышает высоту Говерлы - высшей точки украинских Карпат

Оператор клипа Сергей Михальчук:

Эта работа была крайне привлекательна для меня возможностью поэкспериментировать, использовать самые лучшие технологии и самые "вкусные" планы. Карпаты - поистине благодатная нива для съёмок.

Петри Йелонен, арт-менеджер финской компании Digital Film Finland:

Это была невероятная работа. Всё-таки к нам не каждый день обращаются из Украины. В Хельсинки вместе с Русланой и её продюсером мы вгоняли клип в компьютер, выполняли color correction и снова выводили на широкую киноплёнку для показа в кинотеатрах. Тот материал, который я увидел о Карпатах и Гуцулыцине, потряс меня своей необычной красотой. Я очень хочу приехать туда и увидеть всё собственными глазами.

 

 

РУСЛАНА

идея и дизайн проекта
'RealRock/Реальный Рок' -
Иван С. Данилов aka Desso